Любимой ученице
Венок сонетов
1
Гармонию созвучности постичь —
Мечта роднящая поэта с музыкантом.
О том в поэзии немало притч,
Поют о том же мастера бельканто.
И я созвучности ищу везде,
Не только в звонких и чеканных рифмах,
В дыханье времени и в собственной узде,
Себе накинутой, и в чьих-то логарифмах,
В друзьях моих, в своих учениках…
И в Вас мне слышится она так часто…
Врач держит чью-то карточку в руках
И говорит: «Увы, не мой участок!»
Надеюсь, Вы преодолели
Аллегоричность «тонких» параллелей?
2
Аллегоричность тонких параллелей…
О нет, они не так еще тонки,
Им далеко до чистых акварелей
И взлеты их совсем не высоки!..
Второй сонет в моем венке сонетов
Без аллегорий будет прост и чист.
Я счастлив тем, что первый из поэтов
Для Вас пишу, и потому речист,
Быть может, кое-где витиевато,
И приземляю пламенный сонет.
Но в этом только форма виновата.
Её избрал, и выхода тут нет.
Сижу, пишу, нахохлился как сыч,
Лелея выстроить слова в игривый спич.
3
Лелея выстроить слова в игривый спич,
Я напишу сейчас как хороши Вы!
Минутку, должен бросить клич
И взять в займы шесть рук у бога Шивы.
Одной рукой я опишу глаза,
Другой, по классике, конечно — губы.
А дальше следуют, обычно, за
Губами алыми, как жемчуг белый — зубы.
Не упустить бы красоты волос,
И лба прекрасную одухотворенность,
Сказать как мил, и в фас, и в профиль, нос…
И Вы поймете всю мою влюбленность.
Я Вас кружу в словесной карусели
И песнь пою из соловьиных трелей.
4
И песнь пою из соловьиных трелей
Тихонько, еле слышно, про себя…
Да, да! Я не из модных менестрелей,
Взахлёб орущих, струны теребя,
Гитарною романтикою полных,
С раздетым сердцем, вечно напоказ,
В своей расхристанности очень сердобольных
Цинично знающих, когда какой заказ.
Мне искренность мелодии милее,
Она — единственный мой камертон.
Тогда и пишется вернее и смелее
Мой чёткий стих. Но перед Вами замер он…
Как к камертону, всё прислушиваюсь к Вам,
Невольник я, прикованный к словам.
5
Невольник я, прикованный к словам,
Нигде не знающий от них покоя.
Они грызут меня, подобно львам,
Пока не лягут звонкою строкою.
Тогда они почти укрощены,
Послушны мысли, форме и рифмовке,
Ритмично выстроены, мною прощены
За долгое упорство «упаковке».
Но укрощённость их обманчива, подчас.
И меж строками, потихоньку, боком,
Подтекста стоны лезут, изловчась,
Крича о чём-то скрытом и глубоком.
Не так тиха твоих стихов обитель,
Аранжировщик их и повелитель!
6
Аранжировщик их и повелитель,
Своим стихам я, всё-таки, отец.
И, как добропорядочный родитель,
Найти я должен им достойный их венец.
Они — меня иное продолженье,
Они как тысячи не сыгранных ролей.
В них я — не я а лишь предположенье
Меня возможного средь всех людских болей,
И радостей, и счастья, и печалей,
И судеб многих, сложных и простых…
Ведь мне, врачу, их многие вручали,
И с ними тоже сплавлен каждый стих.
Но я всего себя стихам отдам,
Сонеты эти посвящая Вам.
7
Сонеты эти посвящая Вам,
Ни слов не жду от Вас, ни взгляда.
Нет права у меня. Моим правам
Положена всего одна награда:
Счастливым быть, что Вас учил чему-то,
И может быть, оставил некий след,
И чем-то помогу в душевной смуте,
Коль вдруг случится среди Ваших лет
Счастливым быть от нашего общенья
И радости сотворческих удач.
С восторгом видеть Ваше восхожденье
По головам повергнутых задач…
Вы и не знаете, Вы — добрый исцелитель,
Источник мой и вдохновитель.
8
Источник мой и вдохновитель,
Пусть это будет общий наш «секрет»,
Надеюсь я, что в тайне сохраните,
В чём Вам признался любящий поэт.
Но без любви не может быть поэта.
Бесчувственными могут стать перо
И сердце, если не согрето
Любовью творчество у «бедного Пьеро».
А я богат своей душой и Вашей,
Так неожиданно открывшейся в судьбе
Моей, казавшейся уже совсем пропавшей,
Но вновь восставшей к жизни и борьбе.
Для Вас мне стало интересней жить.
Молчать — нелепо. Незачем таить.
9
Молчать нелепо, незачем таить,
Что дороги мне наших встреч минуты.
Так многое хотелось в них вместить…
Но временной разрыв встаёт меж нами круто.
Мой полдень яростный среди громов и туч
Ещё далёк до тихого заката,
И пламень мой неукротимо жгуч,
И опаляет, и ведёт куда-то…
А Ваш рассвет безоблачен и чист,
На голубом весь розовым сияет…
Цветы весенние и соловьиный свист,
И друг неведомый Вас где-то ожидают.
Моё признанье пусть Вас не тревожит.
Один был год, но он мне всех дороже.
10
Один был год, но он мне всех дороже.
Его не стал бы на столетие менять.
Он мне позволил стать душой моложе,
Ревниво юности расцветы охранять,
Узнать учительские горечи и радость,
Увидеть в Вас своей работы смысл,
Забыть суетность лет, познать всю сладость
Того громадного, на что способна мысль.
Я видел, как из милого ребёнка
Вы в чудо юное за год переросли,
Как Ваши крылья сильного орлёнка
Орлицей Вас могуче вознесли.
Я рад, что с Вами довелось мне быть,
Но жаль, не долог срок, и оборвётся нить…
11
Не долог срок, и оборвётся нить,
Что наши судьбы временно сближала.
Как невозможно вечно сохранить
Не притуплённым лезвие кинжала,
Так невозможно рядом удержать
Того, кому лежит своя дорога…
Бессмысленно движенью возражать,
Оно всегда неумолимо, строго
Ведёт своим, единственным путём.
Хотя дорог у жизни очень много,
От нас самих зависит, по какой пойдём,
Без оправданий, не ища предлога…
Вам скоро жизнь свои пути предложит,
Откроются для Вас все сто дорожек.
12
Откроются для Вас все сто дорожек,
Но выберете Вы всего одну…
Пусть Вас сомнение не гложет,
Пройти по всем не удавалось никому.
Увы, ударился я слишком в назиданья,
Чего, признаюсь, вовсе не хотел.
И стройное моих сонетов зданье
Разрушить может проза скучных дел.
Взлетим повыше, дорогая ученица!
Вам позволяет Ваш стремительный разбег.
Держитесь крепче, голова не закружится.
Смелей смотрите в наш нелегкий сложный век
И не жалейте сил душевных и телесных.
Вам распахнётся мир, такой большой и тесный.
13
Вам распахнётся мир, такой большой и тесный,
Во всей красе необъяснённых тайн.
В него войдёте Вы прекрасной новой песней
И завоюете от центра до окраин.
Вам всё дано — и воля, и таланты,
Вам только надо ничего не потерять.
У португальцев есть девиз: «Аванте!»,
С ним и шагайте в докторскую рать.
Я, почему-то, очень в Вас уверен,
Наверно больше, чем в самом себе,
И возражений даже слышать не намерен.
Не спорьте, так назначено в судьбе!
Вам быть врачом, ведь это же чудесно!
А дальше что? Мне тоже интересно.
14
А дальше что? Мне тоже интересно,
Но вдаль заглядывать боюсь и не хочу.
Прогнозы дальние в сонетах неуместны,
Их не простят поэту и врачу.
Сонет четырнадцатый в цикле предпоследний,
Пятнадцатый, из первых строк, готов.
Осталось написать шесть строк последних
Из самых главных, сокровенных слов.
Я Вас люблю, как жизнь, как человека,
Как лучшее, что встретил на Земле…
Вам мой огонь, мое служенье веку
Пусть освещают путь по избранной стезе.
А надо мной всё тот же свищет бич:
«Гармонию созвучности постичь…»
15
Гармонию созвучности постичь,
Аллегоричность тонких параллелей,
Лелея, выстроить слова в игривый спич
И песнь пропеть из соловьиных трелей…
Невольник я, прикованный к словам,
Аранжировщик их и повелитель,
Сонеты эти посвящаю Вам,
Источник мой и вдохновитель.
Молчать нелепо. Незачем таить,
Один был год, но он мне всех дороже.
Недолог срок, и оборвётся нить.
Откроются для Вас все сто дорожек.
Вам распахнётся мир, такой большой и тесный.
А дальше что? Мне тоже интересно!
1980
Комментарии
Еленка 29.03.2011 01:52
Венок сонетов уже 30 лет без слёз читать не могу...Вершина лирики автора и мастерское владение формой, словом, звукописью...
Григорий 29.03.2011 01:56
Восхищаюсь, считаю, что надо издать их отдельной книжечкой.
Наталья К.,кандидат искусствоведения, г.Саратов 25.05.2011 20:59
Заглянула на именной сайт Владимира Валерьевича, отложив до лучших времён, которые, не знаю, наступят ли. Поэзия любит медленные спокойные темпы, вдумчивое чтение: Но кое-что я прочла — в марте мне понравились афористические стихи — сейчас я их искала, чтобы вспомнить свои впечатления, но вместо них нашла венок сонетов. Он меня взволновал необыкновенно. Во-первых, там — жизнь. Во-вторых, сама тема — пушкинская, (как писать стихи, а именно венок сонетов), при наличии музы, плюс пушкинская лёгкость, текучесть стиха, а в стихе — мысли. А когда жизнь отливается в стих, потому что ей больше некуда отлиться, рождаются потрясающие откровения — находятся нужные слова, достигается абсолютная свобода самовыражения, просто захватывает дух, как все точно, каждое слово на своем месте, как легко, гибко, исполнено смысла, ничего не придумано. Я уже не говорю о красоте и сложности формы — кто ещё, кроме Волошина, создал венок сонетов? Петрарка, разве что?… Но больше всего меня потрясла жизненность этих стихов, глубина и духовность чувства. На последних шести строках 14 сонета я расплакалась. Конечно, Владимиру Валерьевичу надо было становиться поэтом в полном смысле этого слова.
Но: Я когда-то искала один рассказ Рея Бредбери. Не помню его название, перелистала книгу в разных направлениях, но так и не нашла (давно). Может быть, вы знаете его? Там один писатель рассказывает о своём выборе: ему предложили вечность и славу, но он выбрал простую человеческую жизнь, только бросив взгляд в сторону своей жены и увидев, как лёгкий ветерок играет выбившейся прядью волос на её шее (это приблизительно, но мне это запало). У Владимира Валерьевича, наверное, так же было?… Он — настоящий поэт, интеллектуал, философ, очень самобытный, со своим неповторимым образом мысли.Владимир Супруненко 26.05.2011 12:05
Дорогая Наташа! Спасибо за столь подробный и искренний разбор венка. А ещё спасибо, что нашла афористичность в стихах. Наверное это в «Триптихе». Не исчезай. Успехов и радости тебе.
Ирина Ш. 09.07.2011 00:50
Начиталась до упоения!!! Спасибо за такую роскошь! Поистине, Володе удалось постичь «гармонию созвучности» строгой, академичной формы и содержания; при тонкости и изяществе изложения мысли вдруг совершенно свое, неожиданное (врач с карточкой в руках!) Но от этого человека на фотопортрете (юноши с «чертиками» в глазах и лукавой смешинкой в усах) можно — и должно — ожидать такого свежего, неизбитого взгляда. Ведь своим стихам он «все-таки отец»! Это супруненковский «изюм», который мне дороже всего в его стихах! И дай Бог, чтобы так юно и свежо билась поэтическая мысль, если не взрывая, то уж точно освежая обветшалые, но вечно прекрасные, поэтические формы! Еще раз благодарю за возможность прочесть это и напитать свою душу!
Владимир Супруненко 09.07.2011 22:50
Благодарю, Ирочка, за отклик.
А у нас большая радость, дочка
Танечка родила сегодня в 18.50
мальчика, Олежку. Я теперь трижды дед!Ирина Ш. 09.07.2011 23:27
Да, это огромная радость!! Поздравляю все Ваше семейство с прибавлением! Дай Бог здоровья и счастья малышу!
Владимир Супруненко 09.07.2011 23:40
И ещё раз спасибо!
Татьяна С. 11.07.2011 21:22
Очень вдохновенно! Форма трудная и очень интересная! Поздравляю! А так же с прибавлением в семье! Растите здоровыми!
Владимир Супруненко 12.07.2011 14:34
Спасибо, Танечка. Рад, что и ты откликнулась. Завтра будем получать и внука, и дочу.
Луговцев Сергей Александрович 16.12.2011 03:41
Давно не получал столь изысканного удовольствия. Удивительно музыкальный и тонкий по чувственности Венок Сонетов. А ведь есть с чем сравнить.
Троекратно поздравляю с появлением на свет будущего носителя Вашего гинетического кода.
Мой адрес Lugovchev@ukr.net, надеюсь на отклик.
С уважением, С.Луговцев. Честь имею.Владимир Супруненко 03.02.2012 17:59
Уважаемый Сергей Александрович! Спасибо за поздравление. Рад, что Вам понравился Венок, что он войдёт в Вашу замечательную коллекцию.
Василий Потлов 06.01.2013 20:52
Восхитительный Венок! Вот меня смутил отход от классики в рифмовке. У Петрарки (классик) рифмовка: а-б-б-а первый катрен,
второй — а-б-б-а, и два терцета свободной рифмовки. Сонеты в Онегине рифмовка : а-б-а-б, в-в, г-г, д-е-е-д, ж-ж. У Вас с пропусками три катрена одной рифмовки: а-б-а-б и последнее двустшие в-в. Что несомненно облегчает составление сонета. Мне понравился очень переход от одного сонета к следующему и конечно, 15 сонет. Рад за Вас. Форма Венка Сонетов чрезвычайно сложна для исполнения, особенно магстрал.Владимир Супруненко 09.01.2013 15:49
Уважаемый Василий! Благодарю за отзыв. Поясню в отношении формы. Я избрал шекспировскую форму сонета (три катрена и двустишие), так как это позволяет лучше выстраивать сонет драматургически. Писал ли кто-либо венок сонетов шекспировским вариантом ещё, кроме меня, к сожалению не знаю. С Новым Годом Вас!
Мария Ригель Германия 13.02.2014 01:51
Дорогой Владимир! Очень понравился мне Ваш Венок! Поистине талантливо и красиво, я получила огромное наслаждение от прочитанного, СПАСИБО! Желаю Вам и впредь творить и приносить радость людям, любящим поэзию.
Эвелина Вербицкая 13.02.2014 16:14
Спасибо за венок сонетов! Творческих успехов Вам, Владимир!
Людмила Лунева 13.02.2014 19:57
Шикарно!!! Скажу просто: я в легком шоке!!!
Людмила Лунева 13.02.2014 21:16
Работа высочайшего мастерства! Поэзия с большой буквы! В таком сложном жанре добиться мега-смысловой насыщенности! Тончайшей, филигранной обработке всего----языка, рифмы, мыслей, эмоций, чувств! Абсолютный реализм при абсолютном отсутствии (так зачастую характерной любой поэзии)аморфности.Браво!!! Опубликуйте это посерьезней…!
Владимир Супруненко 13.02.2014 22:31
Дорогие мои читательницы! Спасибо за добрые слова и понимание. Любите и будьте любимыми!
Ольга Курносова 14.02.2014 17:09
Уж если нет на свете новизны,
А есть лишь повторение былого
И понапрасну мы страдать должны,
Давно рожденное рождая снова,- … 59 сонет Шекспира.
Сонеты Шекспира — моя настольная книга и Ваши сонеты мне очень их напомнили своей глубиной, точным попаданием в настроение и … музыкальностью. Сегодня празднуется День влюбленных « и без любви не может быть поэта» . Любите и будьте любимыми !Владимир Супруненко 14.02.2014 21:52
Спасибо, Олечка! И Вам те же пожелания счастья в любви.
Светлана Гвоздева 15.09.2020 18:56
Большое спасибо Вам, Владимир, за стихи! Получила настоящее эстетическое удовольствие! Я прочитала всё, что есть на Вашей страничке. Содержательно, органично и разнообразно по форме (даже «венок сонетов» — сложнейшая форма!); в стихах виден автор, думающий, мыслящий, тонко чувствующий, иногда ироничный («улыбнуло» стихотворение «Для тебя» — отличный парафраз на тему «Дома, который построил Джек»). Меня как музыканта, порадовали и вот эти точные строчки: « Гармонию созвучности постичь —
Мечта, роднящая поэта с музыкантом…«, «Мне искренность мелодии милее,
Она — единственный мой камертон…«, «Но без любви не может быть поэта.
Бесчувственными могут стать перо
И сердце, если не согрето
Любовью творчество у «бедного Пьеро»…
Я не только сделала закладку-ссылку на вашу страницу, но и скопировала на память некоторые строчки и целые стихотворения, в том числе и «Пятое время года» (какое оригинальное определение!) и перевод с английского «Из Перси Биши Шелли», изумительно музыкальный по ритмике и звучанию!
А вот эти строчки, с Вашего разрешения, хочу подарить своей питерской подруге, тонко чувствующей красоту слова и пейзажа: «И постигаю изумительную Петрографию
Петербургских парков, дворцов и фонтанов«… Так же, как и лирические стихи, трогают и «пронзают сердце» ваши «Жернова», «На твоей и моей планете», «Народ безмолвствует»…
Не зря говорится «стиль — это человек»: Ваши стихи многое говорят о Вас. Я рада, что познакомилась с Вами через ваше творчество! И я уверена, что Вы были прекрасным доктором, Вы — неравнодушны, а это дорогого стОит. От всей души желаю Вам новых творческих и жизненных побед, будьте здоровы, и да пребудет с Вами Искусство, как Любовь к жизни! Спасибо Вам!Елена 15.09.2020 19:35
Спасибо Вам, Светлана, за всё, что Вы сказали о моём замечательном, талантливом брате…
Ольга К. 28.10.2020 13:31
Я в восторге!
Добавить комментарий
Ближе
Служение
Уже давно живу в скиту уединения,
Отшельник, погружённый сам в себя,
В попытках трудных самоосмысления,
Но нить связующую с миром не рубя.
Дальше
Осеннее
И снова осень у порога
Итогом года, дум, стремлений.
И смотрит небо хмуро, строго,
И жёлтый лист покрыл дорогу,
И солнца луч совсем полого
Ложится редким гостем тени…